Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Аазину

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Дварим, Издательство: Швут Ами, 2001

1) Комментарий на Дварим 32:1
1 "Внимайте, небеса, и я буду говорить, и услышит земля речи моих уст.


…Все, чему суждено произойти на земле, должно начинаться с деятельности, инициированной в небесах…

2) Комментарий на Дварим 32:8
8 Когда Всевышний давал владения народам, когда разделил сынов человеческих, Он установил границы народов по числу сынов Израиля.


КОГДА ВСЕВЫШНИЙ ДАВАЛ ВЛАДЕНИЯ НАРОДАМ. Говорится о том времени, когда Б-г, Который тогда почитался народами лишь как "Всевышний" (среди других божеств),... позволил народам овладеть различными территориями на земле.

КОГДА РАЗДЕЛИЛ СЫНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. Каждая из этих территорий в физическом плане отличалась от остальных; поэтому каждая территория оказала свое воздействие на тот народ, который на ней поселился. В результате, человечество, бывшее вначале однородным целым (все люди произошли от Адама), приобрело различия в физическом облике, умственных способностях, языке, занятиях, традициях и характере. Человечество разделилось на разные народы, и каждый из этих народов, будучи продуктом своей страны, начал выделяться различными аспектами человеческой индивидуальности...

3) Комментарий на Дварим 32:9
9 Ибо доля Б-га - Его народ, Яаков - Его наследное владение,


… Б-г впервые провозгласил: "Я возьму вас Себе как народ". И лишь после этого Он сказал: "И Я приведу вас в землю" (Шмот 6:7,8). Другие народы являются, в большой степени, "частью своей земли", но Израиль, в силу своего происхождения и цели, есть חלק הי (удел Б-га), "Яаков - Его наследное владение"…

4) Комментарий на Дварим 32:15
15 И разжирел Йешурун, и стал брыкаться - всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром, - он оставлял Б-га, создавшего его, и поносил Твердыню своего спасения.


И РАЗЖИРЕЛ ЙЕШУРУН. Здесь, впервые в Писании, мы находим имя Йешурун. Оно описывает Израиль через идеал его нравственного призвания, которое есть ישר (прямота, честность) - отсутствие малейшего отклонения от прямого пути своего призвания...

В стихе 13 нам говорили, что Б-г желал восхождения Израиля на двойную вершину земного свершения: на пик материального процветания и на пик духовного и нравственного совершенства. Ибо Израилю предстояло стать сияющим примеро того, что духовная и нравственная жизнь, полностью отданная долгу, никоим образом не требует отказа от всех земных удовольствий. Напротив, высшая степень моральности полностью совместима с величайшей мерой земного счастья. По сути дела, первая должна проявить себя именно в условиях, связанных с последним, и все земные ресурсы и удовольствия должны преобразовываться в духовные и нравственные свершения. Однако, когда народ Йешурун, целью которого было достижение этого нравственного идеала, получил изобилие материальных богатств и удовольствий, когда он вышел из пустыни и вступил в землю молока и меда, он разжирел и стал брыкаться. "Всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром" - это гротескная характеристика народа, который стоял перед Моше, а также характеристика каждого будущего поколения, которое должно было прочесть слова его Песни. Она содержит квинтэссенцию всей последующей еврейской истории. Как правило, еврейский народ замечательно проявлял себя в периоды страдания. Но он редко был в состоянии выдержать испытание счастьем. "Всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром"... Смысл этого отрывка следующий: чем обильнее и жирнее пища, поступающая в организм, тем больше организм должен стремиться трансформировать избыток пищи в энергию и работу. Чем лучше питание тела, тем активнее должен быть человек, тем большим должен быть выход его деятельности и достижений. В этом случае он будет управлять своим богатством; он останется здоровым умственно и физически, и его нравственная значимость также возрастет, вследствие укрепления его нравственных и духовных качеств. Но если он так не поступает, избыток пищи станет откладываться в его организме, он разжиреет, отучнеет, и, вместо того чтобы продолжать управлять своей субстанцией, он - его подлинное духовное, активное "я" - заплывет жиром, и это будет его концом…

5) Комментарий на Дварим 32:17
17 Приносили жертвы бесам, не-богам, божествам, о которых не знали ничего, новым, недавно явившимся, которых никогда не страшились ваши отцы.


שד׳ (бесы) - это невидимые силы, вредящие росту и процветанию. אלה לא (не-боги) - это силы, которых даже обманутые народы не считали богами.

БОЖЕСТВАМ, О КОТОРЫХ НЕ ЗНАЛИ НИЧЕГО. О которых им неизвестно ничего такого, что могло бы заставить поклоняться им как богам.

НОВЫМ, НЕДАВНО ЯВИВШИМСЯ. Плодам самых последних заблуждений и выдумок.

КОТОРЫХ НИКОГДА НЕ СТРАШИЛИСЬ ВАШИ ОТЦЫ. Которых ваши отцы не боялись даже в языческую эру, до Авраама. Лишь одна определенность - что есть Единый Б-г, Который хранит завет сокровенной связи с почитающими Его, - послужит поддержке человека и его возвышению над всеми другими силами между небом и землей. Одна лишь эта уверенность освободит его от всякого страха перед любой силой, действительной или воображаемой, являющейся враждебной его благополучию. Но как только человек перестает служить Единому Б-гу, он теряет всякую внутреннюю поддержку, и тот, который  похвалялся своей удивительной свободой, начинает трястись от страха перед силами природы и судьбы, воистину более могущественными, нежели предоставленный самому себе человек, и трепещет перед всеми заблуждениями, порожденными
суеверием и претендующими на проникновение в тайны природы и вселенной…

6) Дварим 32:30
30 Как бы мог один преследовать тысячу, а двое обратить в бегство десять тысяч, если бы их Твердыня не отказалась от их, и Б-г не выдал бы их?


7) Комментарий на Дварим 32:36
36 Ибо рассудит Б-г свой народ и раскроет Себя в разной степени относительно Своих рабов, когда увидит, что истощилась вся сила, и не осталось ничего, чтобы хранить или покинуть.


…Подлинным показателем нравственной ценности сильных является симпатия и уважение, которые они проявляют к положению и правам слабых…

8) Комментарий на Дварим 32:43
43 Поэтому, о нации, сделайте счастливой долю Его народа, ибо Он отомстит за кровь своих рабов, и совершит мщение над Своими врагами, и Его народ искупит Его мир”.


…Царство Б-га на земле наступит тогда, когда народы перестанут угнетать Израиля...

Ближайший шабат

Шабат Ваэтханан (05.08.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:03

Ближайшие даты

1 августа - Пост 9 ава

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут