Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Ахарей Мот

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Ваикра, Издательство: Швут Ами, 1999

1) Комментарий на Ваикра 16:6
 6 Аарон подведет быка искупительной жертвы, который для него, и добьется искупления для себя и своих домашних.

…Основное значение  слова капара* (искупление) – “похороны” прошлого… Он совершает капара* таким образом, что грехи прошлого и их последствия перестают дурно влиять на будущую материальную и духовную жизни человека, и даже за мрачным нравственным прошлым может прийти чистое и счастливое будущее… чем более мрачное нравственное прошлое нуждается в “похоронах”…, тем более оно должно оставаться непохороненным в сознании данного человека. Свободное от всех иллюзий и самообмана оно должно вечно жить в его сознании… это, в сущности, “признание самому себе” в своем дурном поступке, признание, которое должно заглушить любую попытку “адвоката” внутри нас приукрасить то плохое, что мы совершили, или найти ему оправдание. Только если у нас есть мужество посмотреть на наши прошлые поступки с той же критической откровенностью, с какой на них смотрит глаз Б-жий, мы можем быть уверены, что выполним свое решение быть в будущем верными своему долгу. Искреннее признание самому себе в том, что “Я согрешил”, предотвратит грехопадение в будущем. Всякая неподдельная самокритика включает знание о себе; не только понимание того, что нам следовало бы вести себя иначе, но и что мы могли бы вести себя иначе. Такое признание нравственной свободы воли человека в состоянии отклонить любое извинение нынешних и будущих неудач…

2) Ваикра 16:7, 8
7 Затем он возьмет двух козлов и поставит их перед Б-гом у входа в Шатер Собрания, 8 и Аарон бросит жребий о двух козлах, один жребий – “Б-гу”, а другой жребий – “Азазелю”.


3) Комментарий на Ваикра 16:10
10 А козел, на которого выпал жребий “Азазелю”, должен остаться стоять живым перед Б-гом, чтобы добиться искупления, отпустив его “к Азазелю” в пустыню.


…Все величие и достоинство человека вытекают из того факта, что он обладает способностью грешить, он – единственное существо, которому была дарована возможность не подчиняться воле Б-га. В сфере примитивного органического мира не существует греха, но следовательно, нет и добродетели, нет морали… Таким образом, мы все без различия поставлены у входа в Его Святилище, (чтобы выбрать) между Б-гу* и Азазелю*, между Б-гом и мощью наших чувств…

4) Комментарий на Ваикра 16:30
30 Потому что этот день принесет вам искупление, чтобы очистить вас; перед Б-гом вы станете чисты от всех своих проступков.


…“Плата за грех – (новый) грех” (Авот 4:2)… Б-г… готов с любовью, которую Он проявляет при обучении человечества, начать новое будущее для любого человека в любое время. Отсюда также и принципиальное утверждение об искуплении: “Перед Б-гом вы станете чисты от всех своих проступков”. Каким бы ни было ваше прошлое, неважно, где и как вы могли сбиться с пути, перед…Б-гом, Который владеет будущим и распределяет его, вы можете подняться и поднимитесь к новому будущему чистоты. Перед Ним и с Его помощью вы будете избавлены от семян несчастья, которые вы со своими грехами отложили во чреве будущего, будете избавлены от морального рабства, в которое вы попали из-за своих грехов. Вы вновь восстанете перед Б-гом с новым духом и новым сердцем, с новым чистым сознанием, вновь восприимчивым ко всему Б-жественному, радостно устремляясь ко всему доброму и чистому…

5) Комментарий на Ваикра 18:1
1 Б-г сказал Моше:


…Краеугольным камнем нравственности индивидуума… цивилизации и благосостояния народов является осуществление и поддержание основанного на свободе воли нравственного управления животной чувственностью, так чтобы эта последняя могла участвовать в служении Б-гу. Самый мощный аспект животной чувственности – это сексуальная жизнь, которая должна управляться Б-жественными законами…

6) Комментарий на Ваикра 18:6
6 Никто не должен приближаться к своей родне, открывая наготу; Я – Б-г.

…Закон использует выражение гилуй арайот* (открытие наготы), как общий термин для всех запрещенных половых соединений…



* (прим.ред. – в источнике публикации данные слова написаны на иврите)


Глава Кдошим

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Ваикра, Издательство: Швут Ами, 1999

1)    Комментарий на Ваикра 19:2
2 Говори общине сынов Израиля и скажи им: Будьте святыми, потому что свят Я – Б-г, ваш Б-г.


…кдуша* (святость) появляется тогда, когда нравственно свободный человек полностью властвует над всеми энергиями и наклонностями и над связанными с ними соблазнами и предпочтениями и подчиняет их служению воле Б-га. Такая власть над самим собой – величайшее из умений, которые человек в состоянии практиковать, - не состоит в отрицании, остановке, подавлении или разрушении любого из человеческих побуждений или дарований. Ни одна потенция, ни один данный человеку импульс, от самых духовных до самых чувственных, не являются сами по себе плохими или хорошими. Каждый из них был дан ему для благотворных целей, чтобы воплотить волю Б-га на земле. Б-жественный Закон определил для каждого позитивную цель и негативные ограничения. Все, занятое на службе этой Б-гом поставленной цели в указанных Б-гом пределах, - священно и хорошо….

2) Комментарий на Ваикра 19:11, 12
11 Не крадите, не отпирайтесь (в справедливом иске) и не лгите друг другу. 12 И не клянитесь Моим Именем ложно, ибо ты оскверняешь (таким образом) Имя своего Б-га; Я – Б-г.


…НЕ КРАДИТЕ… Слово ганав* (вор) связано со словом канаф* (прятать или укрывать). Основные характеристики воровства – скрытность и незаконность. Следовательно, всякий раз, когда человек берет у другого пусть даже одну мелкую монету и присваивает ее себе без ведома владельца, это воровство в глазах Б-га, нарушение Его заповеди “Не крадите”.


3) Комментарий на Ваикра 19:17
17 Не ненавидь своего брата в сердце. Упрекай своего ближнего снова и снова, но и не обременяй себя при этом грехом.


НЕ НЕНАВИДЬ… Не держите злобы против своего брата в сердце, но упрекните его, дайте ему понять, что он сделал. Эта заповедь налагает на нас благородную обязанность полностью забыть нанесенное оскорбление или обиду и никоим образом не позволить ей влиять на наше отношение к тому, кто это сделал. Если же мы чувствуем, что не в силах так поступить, то обязаны не дать дурной ненависти затаиться в наших сердцах, а искренне высказаться, чтобы дать обидчику возможность оправдать свое поведение или компенсировать его…

4) Комментарий на Ваикра 19:18
18 Не мсти и не держи зла на сынов своего народа, и люби благополучие своего ближнего как (если бы это было) твое собственное; Я – Б-г.


…изречение Гилеля “То, что тебе ненавистно, не делай ближнему”. Таким был его ответ на просьбу язычника как можно быстрее научить того Закону. “Это весь Закон. Все остальное – лишь его объяснение; а теперь ступай и учи его”, - добавил Гилель (Шабат 31а)…
Все живые существа Б-жественны, ибо они созданы Б-гом, а человек имеет более высокое призвание, потому что он тоже создан Б-гом – эти две фундаментальные концепции священного призвания человека, дарованные еврею, выводят нас из тесных рамок человечества, уча нас почитать Б-жественный порядок в мире также и за пределами человеческого общества…

5) Комментарий на Ваикра 19:19
19 Храните Мои законы: не скрещивай свою скотину разных видов, не засевай свое поле смесью семян и одежда, сделанная из смеси шаатнез, да не будет надета на тебя.

…Все существа вокруг него  получают существование, жизнь, рост, способность к развитию и размножению лишь благодаря своей непрекословной верности закону лэмину*, который Б-г провозгласил для их видов. Еврей также получил от Б-га закон лэмину*, который применим к нему, закон, который устанавливает его призвание как человеческого существа среди всех других живых существ и как еврея среди человечества. Лишь исполняя Тору, закон лэмину*, который Б-г установил для еврея, может тот, кого Б-г сделал евреем по рождению, исполнить назначенную ему цель. Если он терпит в этом неудачу, тогда, как говорят наши мудрецы, “даже комар более велик, чем ты”…

6) Комментарий на Ваикра 19:26
26 Не ешьте при крови, не ищите предзнаменований и не высчитывайте времена.


…Ни кошки, ни змеи, ни карканье ворон, ни падающие веточки, ни сегодня и ни завтра не напугают его. Ему будет ведом лишь один страх: страх греха, и лишь один источник доверия – соблюдение мицвот. Вся его мировая мудрость заключена в осознании им своего долга – “тот, кто идет в цельности, будет ходить в безопасности”…

7) Комментарий на Ваикра 19:28
28 Не делайте ран на своем теле по умершему и не делайте себе никаких татуировок; Я – Б-г.

…Разрыв в одежде скорбящего символизирует “прореху”, которую проделала смерть покойного в его ближайшем окружении, в мире вокруг него. Рана, наносимая телу оставшегося в живых, предполагала бы, однако, что смерть близкого произвела разрушения и в нашей физической личности, а этого быть не должно. Не имеет значения, сколь близок и дорог был для нас покойный, не имеет значения, как много он значил для нас, нельзя допустить, чтобы конец его существования означал конец или хотя бы даже уменьшение ценности и значения наших собственных жизней…
Я – Б-Г. Смерть и жизнь приходят из одной и той же любящей руки, обе находятся на службе Единого, уникального, живого и дающего жизнь Б-га. Смерть лишь ведет из одной жизни в другую, от существования “здесь” к существованию “там”…

8) Комментарий на Ваикра 20:7
7 Освящайтесь, и будете святы, потому что Я – Б-г, ваш Б-г.

…Освобождайте себя от всяких языческих идей, сторонитесь всяких страхов перед темными силами, которые существуют только в воображении людей. Будьте выше того, чтобы в них верить. Оставайтесь полностью свободными для исполнения Моей воли. Освободив таким образом свою душу и волю, вы сделаете свободным и свое существование, а подчинив себя полностью Мне, вы освятитесь и станете недосягаемы для любой другой силы…

9) Ваикра 20:10
10 И человек, который прелюбодействует с женой (другого) человека, кто прелюбодействует с женой своего ближнего – прелюбодей и прелюбодейка должны быть умерщвлены.

10) Ваикра 20:12
12 И человек, который ложится со своей невесткой, оба они должны быть умерщвлены; оба они потеряли человеческий облик, их кровь на них.


* (прим.ред. – в источнике публикации данные слова написаны на иврите)


Ближайший шабат

Шабат Ваэтханан (05.08.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:03

Ближайшие даты

1 августа - Пост 9 ава

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут