Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Лех Леха

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Берешит, Издательство: Швут Ами, 1993

1) Комментарий на Берешит 12:1
1 Сказал Б-г Авраму: Иди своим путем из своей земли, со своей родины, из дома своего отца – в землю, которую Я укажу тебе.


לך לך – ИДИ СВОИМ ПУТЕМ. Местоимение לך (к себе, для себя) в сочетании с глаголом לך (уйди) придает этой фразе дополнительный смысл: לך לך - “уйди ради себя”, “следуй своим путем”, “отойди от других”…

לך לך – первая еврейская заповедь – звучит как самый убедительный протест против идей “обновленного иудаизма”, “иудаизма, отвечающего запросам сегодняшнего дня”. Разве прислушался Авраам к голосу своего времени, разве проникался его духом в храмах Халдеи и Вавилонии, Ассирии и Финикии, древнего Египта? Господствующей идеологией той эпохи было служение силе и чувственности, сладострастию. Азия покланялась культу удовольствия, а древний Египет обожествил силу и полностью лишил человека личной свободы. И вот, в эпоху…, когда люди стремились самоутвердиться, наилучшим образом вписавшись в общество, старались полностью интегрироваться в коллектив, Авраам встает и покидает родину, отказывается от права гражданства, становится добровольным изгнанником. Он бросил свой протест прямо в лицо идолам, которым служили и поклонялись все народы. Подобный шаг требовал мужества и неколебимой веры в истинность своих убеждений, своего понимания Б-га; он требовал еврейского сознания, еврейского “упрямства”. Это была первая ситуация, в которой призвание Авраама подверглось испытанию на прочность.

2) Комментарий на Берешит 12:6-7
6 Аврам прошел по земле до места Шхем, до Алон-Море. Хананеи тогда были в стране. 7 Б-г явился Авраму и сказал: Твоему потомству отдам Я эту землю. И построил там жертвенник Б-гу, Который явился ему.


…Тора была дана в пустыне для того, чтобы научить нас, что возвышение человека не обусловлено ни временем, ни местом… это должно научить нас тому, что, хотя характер страны в какой-то мере и сказывается на характере ее населения, все же достижение близости к Б-гу в равной мере доступно как лапландцам в Лапландии, так и грекам в Греции…

3) Комментарий на Берешит 12:10-13
10 Случился голод в той земле. Аврам спустился в Египет, чтобы временно поселиться там, потому что тяжелый голод был в земле. 11 И было, когда он приблизился к Египту, то сказал своей жене Сарай: Вот я знаю, что ты женщина прекрасная видом. 12 И вот, когда увидят тебя египтяне и скажут “это его жена”, то убьют меня, а тебя оставят в живых. 13 Прошу, скажи им, что ты сестра мне, чтобы мне было благо через тебя и осталась в живых моя душа из-за тебя.


…В свете инцидентов, которые имели место в Египте и Финикии, мы можем заключить (не без аналогии с европейскими странами наших дней), что при той безнравственности, которая преобладала в этих странах, незамужняя женщина подвергалась меньшей опасности чем замужняя, особенно если та была иностранкой. Если бы стало известно, что Сара замужем, ее мужа просто убили бы, а ее забрали. Другое дело, если человек путешествует со своей сестрой. Чтобы добиться девственницы, нужно сначала расположить к себе ее брата. В любом случае это занимает много времени, появляются возможности найти какой-то выход из ситуации. Между тем Б-г может вмешаться.
Вот такой выбор стоял перед Авраамом прежде, чем он вошел в Египет. И именно ради Сары он выдал ее за свою сестру. Как у замужней женщины, у нее просто не было никаких шансов спастись. А считаясь незамужней, она могла надеяться на спасение…

Нам остается объяснить кажущееся противоречие в поведение Авраама. Немного ниже мы прочтем, что говорит Авраам царю Сдома: “Поднимаю руку мою к Б-гу…” (Берешит 14:22); он бескорыстно отказывается от самых почетных даров. Разве такой человек мог продать честь жены ради “овец и быков, и ослов, и слуг, и служанок, ослиц и верблюдов”?.. Фараон испробовал все, чтобы добиться расположения Авраама. В первый день он послал ему прекрасного быка, назавтра осла, потом слугу и так далее. Авраам ни от чего не отказывался, потому что до тех пор, пока он принимал дары, фараон продолжал лелеять надежды, и можно было не бояться, что он причинит зло Саре…

4) Комментарий на Берешит 14:1
1 Вот что произошло в дни Амрафела, царя Шинара, Арйоха, царя Эласара, Кедарлаомера, царя Эйлама, и Тидала, царя Гоима.


…Независимые процветающие царства были разбиты и стали данниками Кедарлаомера. Потом восстали. И, видимо, оказались достаточно сильными, раз Кедарлаомер был вынужден обратиться за помощью к союзникам. И вот, когда восстание подавлено, Авраам со своими домочадцами с помощью Б-га берет верх над Кедарлаомером, владыкой царей. Он преследует его по всей стране, от Хеврона до Дамаска, изгоняет Кедарлаомера и освобождает Кенаан. Он увидел, как Б-жественное обещание…(“тебе Я отдам ее”) исполнилось в самом буквальном смысле.

Подобно этому пророки рассказывают о том, как четыре империи овладеют миром, как они захватят Эрец Исраэль и как народ Израиля в конце концов одолеет их и, с Б-жьей помощью, станет владыкой мира.

5) Комментарий на Берешит 14:12
12 И Лота забрали, и все имущество племянника Авраама и ушли. А он был жителем Сдома.


Из предыдущих глав нам уже известно, что Лот приходится Аврааму племянником и что он поселился в Сдоме. Что же побудило Тору упомянуть об этом еще раз? Лот не был содомитянином по рождению. В Сдоме он был известен как сын брата Авраама. И если бы Лот остался тем, кем он был, он избежал бы плена. Даже если бы его схватили во время войны, то скорее всего отпустили бы как чужеземца. Однако Лот стремился плучить гражданство Сдома, и поэтому ему пришлось страдать со всеми.
Эта история служит предупреждением всем потомкам Авраама. Тому, кто остается верен своему призванию, своей еврейской судьбе, приходится идти на большие жертвы, но, с другой стороны, он избавлен от многих иных бед, ибо рожден …(под крыльями Шехины – Б-жественного Присутствия). Гетто, в которое нас заключали, было не только тюрьмой: оно также и охраняло нас. Евреи, заключенные в стенах гетто, часто избегали большого зла. Их считали недостойными занимать ответственные посты в городском самоуправлении или при дворе князей, сражаться на рыцарских турнирах и в междоусобных войнах. Но они не принимали участия также в преследованиях и убийствах, которые совершались повсеместно. Они часто бывали жертвами, но никогда – преступниками. Их руки не были запятнаны кровью, и, когда счастье изменяло императору и вместе с его головой с плеч летели головы его приближенных, евреев это не касалось.

Лот должен был понимать, чем ему угрожает статус гражданина Сдома, и покинуть город. Но когда пришла катастрофа, он все еще находился там…

6) Комментарий на Берешит 14:13
13 Некто спасшийся пришел и рассказал Авраму-еврею; а он обитал в роще эморея Мамрэ, брата Эшколя и брата Анера – они же союзники Аврама.


והוא שכן – ОН ОБИТАЛ. В случае с Лотом сказано והוא ישב בסדם  (он жил в Сдоме). ישב (жил) означает “осел на земле”, то есть достиг состояния покоя, полностью интегрировался в это место… Об Аврааме же сказано שכן באלני  ממרא (обитал в долине Мамрэ). שכן как и ישב означает достижение состояния покоя, но не в смысле оседлого образа жизни на земле, а мирного сосуществования (но не слияния с соседями).

Авраам не боялся раствориться среди эморейцев. Он был готов вести свой уникальный образ жизни, исполнять свою миссию, сохраняя добрососедские отношения с окружающими… Авраам оставался посторонним, чужаком, принятым своими соседями. И тем не менее именно Мамрэ, хозяин этих мест, и его братья были… (союзниками Авраама). Не чужестранец, Авраам искал союза с местными жителями, но они сами искали союза с ним…

Поведение Авраама должно служить образцом для его потомков…, живущих… (в земле не своей). Пусть еврей останется евреем, любящим мир, и не поддается искушению менять порядки в чужой стране. Еврей способен жить так, чтобы другие старались сделать его своим другом, а не наоборот… Пусть еврей будет евреем в полном смысле этого слова, и тогда, хотя он останется שכן – соседом, живущим среди неевреев, - его будут уважать и примут в союз народов. Авраам не пожертвовал своим еврейством, чтобы удостоиться союза с Мамрэ и его братьями.

7) Комментарий на Берешит 14:14
14 Как услышал Аврам, что его родственник попал в плен, то повел вперед своих воспитанников-домочадцев, триста восемнадцать человек, и преследовал до Дана.


…Авраам так упорно избегал тесных контактов с соседями. Сами Авраам и Сара могли не опасаться дурного влияния. Но у Авраама было 318 учеников, которых он воспитывал и за которых отвечал. И вот их надо было сохранить, ради них он искал уединения. Они были…(рождены в его доме) и лишь потому смогли стать … (его воспитанниками).
Авраам не смог сделать своим последователем Лота, потому что тот пришел к нему уже взрослым человеком. Образование и воспитание должны начинаться с рождения, особенно если речь идет о потомке Авраама, которому суждено вести еврейскую жизнь в чуждой и враждебной среде, в окружении мира, настроенного против него…

8) Комментарий на Берешит 14:20
20 И благословен Всевышний Б-г, Который выдал тебе твоих врагов. И дал ему десятину от всего.


מעשר – ДЕСЯТИНУ. Это первое упоминание о десятине. Отделяющий מעשר признает, что все, приобретенное им, получено в дар, и выражает благодарность Творцу, источнику всех благ. Отделив десятину от своей военной добычи, Авраам признает, что победу ему даровал именно Всевышний…

9) Комментарий на Берешит 15:9-21
9 Он сказал ему: Возьми трех телок, трех козлов, трех баранов, горлицу и птенца голубя. 10 Тот принес Ему всех этих, Он рассек их пополам, и сложил разрезом друг к другу, а птицу Он не рассек. 11 Стервятники спустились на трупы, но отогнал их Аврам. 12 И было перед заходом солнца, - глубокий сон охватил Аврама. И вот ужас, великая тьма падает на него. 13 Он сказал Авраму: Ты несомненно узнаешь, что пришельцами будет твое потомство в земле не своей, что поработят их и будут угнетать четыреста лет.


… Если связать все аллегорические действия с их последующим словесным объяснением, то становится ясно, что расчленение трех животных, а затем коршуны, падающие на трупы, символизируют бедствия, которые суждено испытать потомкам Авраама.

Далее говорится, что лишь четвертое поколение его потомков выйдет на свободу. Таким образом становится ясной символика троекратного предложения животных Б-гу: три  последующих поколения потомков Авраама будут преданы Б-гу подобно телке (עגלה), козе (עז) и барану איל -

ויבתר – РАССЕК ИХ ПОПОЛАМ. Три последующих поколения будут умирать насильственной смертью, подобно трем этим животным. Уцелеет лишь четвертое поколение, наделенное свойствами תור (горлицы) и גוזל (молодого голубя). Они будут повержены на землю подобно трупам остальных животных, и коршуны посчитают их желанной добычей. Но благодаря заслугам Авраама, им удастся спастись от хищных птиц.

Теперь нам остается понять, какая же связь существует между телка (עגלה), коза (עז), баран (איל), горлица (תור) и גוזל (молодой голубь) и характерами отдельных личностей или всего народа.

Тот факт, что перечисленные виды животных являются аналогами неких определенных человеческих характеров, становится ясным при изучении законов жертвоприношений. Согласно этим законам существует связь между характером приношения и типом и полом животных. Кроме того, иногда тип животного зависит от социальных обстоятельств жертвователя…

צפור – чистая, кашерная птица. Крылья – вот ее главная черта. У нее отсутствуют когти, которыми хищник хватает и убивает добычу. צפור – создание, не наделенное силой, но способное отдаться на волю ветра и, благодаря ему, недосягаемое даже для человека со всем его могуществом. Итак, птица символизирует хрупкое, но свободное существо. Для ее поимки заготовлены искусные силки и расставлены многочисленные ловушки, но она наделена крыльями, позволяющими ей избежать любой опасности.

Поэтому יונה (голубь) символизирует народ Израиля, который на вид слаб и беззащитен, но в действительности свободен, счастлив и уверен в будущем…

…Если передать словами смысл аллегорического акта קחה  לי עגלה משלשת (Возьми Мне трех телок и т.д.), он будет означать примерно следующее: “Становись Мне на службу, ты и твои потомки, и служи мне трижды (три поколения) всей своей энергией (עגלה), и трижды всей мощью твоего упорства (עז), трижды всем богатством и привилегиями, которые у тебя есть (איל), и, наконец, способностью ловить крыльями ветер, с помощью которого ты сумеешь поднять и старшее и младшее поколения (תור וגוזל) для новой жизни”.

… И ОН ПРИНЕС ЕМУ ВСЕХ ЭТИХ. Итак, все перечисленные выше качества Авраам поставил на службу Б-гу.ויבתר אותם בתוך : Тогда Он (Б-г) рассек их; Он рассек всю силу и энергию, упорство, уважение и почет в трех поколениях Авраама.ואת הצפור לא בתר (а птицу не рассек). Только внутренний дар, способность, опираясь на силу ветра, воспарить над угнетением и унижением, Он не сломал, не рассек. Иными словами: “Ты должен знать, что твои потомки будут чужими”; то есть, не будет у них ни прав, ни привилегий в чужой стране – это символизирует расчлененный баран (איל). “Они станут рабами” – их энергия будет сломлена, что символизирует разрубание עגלה - телки. “Их заставят страдать” – и не останется у них сил и упорства сопротивляться, что символизирует рассеченный козел - עז. Однако надежды на конечное освобождение они не лишатся, ибо  ואת  הצפור לא בתר (А птиц не рассек)…

И СЛОЖИЛ РАЗРЕЗОМ ДРУГ К ДРУГУ. Положил так, чтобы стало ясно: наступит день, и эти части соединятся…


10) Комментарий на Берешит 16:11
11 И сказал ей посланец Б-га: Вот ты беременна и родишь сына, и дашь ему имя Ишмаэль, ибо услышал Б-г твое притеснение.


ישמעאל – это осознание Б-жественного Провидения, понимание того, что Б-г не просто наблюдает за поступками человека, но сострадает ему и заботится о нем. Б-жественное Провидение учитывает и судит не только дела, но и слова, эмоции, оценка которых зависит от условий жизни данного человека.

11) Комментарий на Берешит 17:2
2 Я заключу завет между Мной и тобой и весьма тебя умножу.


…МЕЖДУ МНОЙ И ТОБОЙ. “Историческое существование, которое Я тебе обещаю, с одной стороны, и твоя преданность Мне, с другой – вот два условия ברית (нашего завета), не зависящие ни от каких внешних обстоятельств”…

12) Комментарий на Берешит 17:10
10 Вот завет, который вы будете хранить, между Мной и вами, и твоим потомством после тебя: пусть будет обрезан у вас всякий мужчина.


…Наше тело должно быть не хозяином, но… слугой, посланником духа… Обрезая крайнюю плоть, мы запечатлеваем на нашем теле знак подчинения духу данного Б-гом нравственного закона. Именно на подчинении тела, а не духа основывает Б-г свой завет. Этот завет не допускает, чтобы дух человека парил где-то в высях, в то время как тело оставалось послушным любым своим влечениям. Первое условие завета – подчинение телесных влечений нравственному закону, продиктованному Б-гом. Только на этой почве может взрасти истинная духовность, духовная связь с Всевышним. Лишь в теле, не запятнанном нравственной нечистотой, может расцвести поистине Б-жественная духовная жизнь…

Ближайший шабат

Шабат Ваэтханан (05.08.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:03

Ближайшие даты

1 августа - Пост 9 ава

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут