Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Глава Мишпатим

Нижеследующий материал переписан из источника: Тора. Комментарий р. Ш.Р. Гирша. Шмот, Издательство: Швут Ами, 1997

1) Комментарий на Шмот 21:2
2.  Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет работать, а на седьмой год выйдет на свободу, не платя ничего.


…Эта книга не предназначалась в качестве первичного источника Закона. Она была полна смысла для тех, кто уже был сведущ в Законе, чтобы использовать ее для сохранения и обновления того, что хранится в памяти. Она должна была стать учебным пособием для преподавателей Закона, справочником для подтверждения Устного Закона, чтобы внимательный ученик, имея перед собой написанный текст, легко мог бы восстановить в уме знания, полученные в устной форме.
Связь между Письменным Учением и Устным Законом такая же, как между конспектом, сделанным во время научной лекции, и самой лекцией. Студенты, изучающие предмет, после лекции нуждаются лишь в кратких записях, чтобы вспомнить лекцию в любое время. Они часто обнаруживают, что для этого достаточно подчеркнутого слова, вопросительного или восклицательного знака или даже просто точки. Но для тех, кто не посещал лекций, эти записи будут совершенно бесполезны; пытаясь на их основе восстановить лекцию, они неизбежно наделают ошибок. Слова, знаки и т.д., которые служат для студента, слушавшего лекцию, крайне полезными путеводными звездами для сохранения истин, раскрытых лектором, кажутся совершенно бессмысленными нерадивому ученику. Нерадивый, пытающийся использовать те же знаки, чтобы создать (в противоположность к “воссоздать”) для себя лекцию, которую он не посещал и не мог понять, заклеймит прекраснейшие положения Закона как “беспочвенную гимнастику ума и ни к чему не приводящие праздные размышления”…

2) Комментарий на Шмот 21:18
18. Если люди будут ссориться и один ударит другого камнем или кулаком и тот не умрет, но сляжет в постель...


…удар мог быть нанесен под влиянием сильных эмоций. Но это никоим образом не уменьшает необходимость выплаты преступником компенсации пострадавшему, ибо цель компенсации не наказание преступника, а возмещение – насколько это возможно – причиненного ущерба. И поскольку денежная компенсация не является наказанием за причиненное зло, возмещение ущерба никогда не может быть полным в тех случаях, когда пострадавший получил телесные повреждения; в частности, оно не может компенсировать боль. Поэтому преступник остается виноватым в глазах Б-га даже после того, как он полностью выплатил денежную компенсацию, и только получение прощения от пострадавшего искупает его вину.

3) Комментарий на Шмот 21:19
19. если он снова встанет и пройдет по улице с поддержкой, то ударивший его будет оправдан, но он должен оплатить простой в работе и обеспечить его исцеление.

И ОБЕСПЕЧИТЬ ЕГО ИСЦЕЛЕНИЕ. Настойчивое утверждение, усиленное повторением глагольной формы, опровергает ошибочное представление о том, что обращение к врачам демонстрирует недостаток веры в Б-га. Сравни: “Отсюда выводится, что врачам дарована Б-гом санкция лечить” (Бава кама 85а). Закон без оговорок принимает условие, что пострадавший будет пользоваться медицинской помощью. Действительно, как отмечают Тосафот (там же), Закон настаивает на том, чтобы больной обращался к врачам не только в случае телесной травмы, но и при других болезнях.


4) Комментарий на Шмот 21:36
36. Или, если было известно, что этот бык был бодливым и вчера, и третьего дня, а его хозяин не стерег его, он должен заплатить полностью, быка за быка, и мертвое животное будет его...


… Из формулировки текста (ст. 35 “Если чей-нибудь бык толкнет быка другого человека”) традиция вывела важный юридический принцип: “(имеется ввиду) бык другого человека, а не бык, который посвящен Святилищу” (Бава кама 6б). Тосафот (там же), расширяя эту тему, утверждает, что никакая компенсация ни в какой форме не должна взиматься за ущерб, нанесенный священным предметам или священным местам, если человек не смог удержать животное или присмотреть за любой другой своей собственностью, которая, как можно было ожидать, нанесет ущерб, или за ущерб, причиненный этим священным предметам или священным местам непосредственно человеком. Возмещение может быть уплачено лишь за ущерб, нанесенный не священной собственности, не собственности, посвященной Б-гу. Входит ли в намерение этого закона сообщить тому, кто несет ответственность за ущерб, что, “причиня этот ущерб, ты навредил не Б-гу, а только себе”, или внушить мысль, что Б-г не желает, чтобы рука простого смертного поднялась на защиту Его собственности…
…- в любом случае ясно одно: человек мог бы разбить священный ковчег Завета, порвать священную Завесу, разбить храмовые сосуды и все сокровища Храма, и тем не менее, не нашелся бы на земле судья, обладающий правом заставить заплатить хотя бы копейку за ущерб.
Такое положение дел безусловно не имеет аналогов ни в одной юридической системе мира, и нельзя не отметить, что уже один этот факт доказывает со всей бесспорностью, что еврейский закон создан не людьми и уж конечно не является детищем иерархии священников (которой столь многие хотели бы приписать авторство еврейского закона). Священники или иерархи заклеймили бы виновников такого святотатства, как преступников, совершивших ужасное преступление, и направили бы правительственных чиновников защищать их богатства и мстить за них. Лишь тогда, когда священные предметы используются в мирских целях, и особенно, если это делается по ошибке, за нанесенный ущерб должна выплачиваться компенсация.

5) Комментарий на Шмот 22:6
6. Если один человек даст другому на сохранение деньги или вещи и они будут украдены из дома того человека – если вор будет найден, он должен заплатить вдвойне.

Стихи с 6 по 14 подводят нас к дискуссии об обязанностях, вытекающих из добровольно принятых обязательств. Эти случаи составляют четыре отдельные юридические категории: шомэр хинам, шомэр сахар, сохэр, шоэль (прим.ред. – в источнике публикации данные слова написаны на иврите): не получающий платы опекун собственности другого лица; получающий плату опекун собственности другого лица; арендатор собственности другого лица; тот, кто берет на время в пользование собственность другого лица.…

6) Комментарий на Шмот 22:24
24. Если будешь ссужать деньги Моему народу, бедняку, который с тобой, не веди себя с ним по обычаю кредиторов, не налагай на него никакой лихвы.


…Не тот, кто менее богат, должен обратиться за помощью к своему более состоятельному брату; нет, долг более удачливого человека в том, чтобы отыскать ближнего, который мог бы получить пользу от его избытка. Богатые нуждаются в бедных гораздо больше, и в гораздо более высоком смысле, чем бедные в богатых. Все, что бедняк может получить у богача – это материальная помощь. Но для богатого человека, нуждающийся – это, фактически, средство, которое дает ему возможность исполнить возвышенную духовную и моральную задачу: заплатить Б-гу ту дань, которую Он ожидает от него в ответ на каждый дарованный Им грош…

7) Комментарий на Шмот 23:13
13. И во всем, что Я сказал вам, оберегайтесь: не упоминайте имени других богов, и да не слышится оно из твоих уст.


…лишь упомянуть имя идола или вынудить другого человека упомянуть его, конечно, не равносильно идолопоклонству. Тем не менее от нас самих требуют воздерживаться не только от упоминания имени идола, но и того, чтобы вынуждать других упоминать его. Цель такого самоконтроля – уберечь себя от действительного идолопоклонства. Это самый важный пример того, как следует не только избегать греха как такового, но даже любого действия, которое могло бы граничить с грехом или вести к нему.

8) Комментарий на Шмот 23:25-26
25. А вы будете служить Б-гу, вашему Б-гу, и тогда Он благословит твой хлеб и твою воду, и Я устраню болезнь из твоей среды. 26. Не будет ни выкидывающей, ни бесплодной в твоей земле; число твоих дней Я сделаю полным.


…Естественные болезни и слабости, которые под властью Природы считаются неотделимыми от жизни людей, не проявят себя в вашей жизни под властью Торы. Болезни, бесплодие и преждевременные смерти будут не известны в вашей стране. Не только страна, но и ее обитатели будут благословлены.

9) Комментарий на Шмот 23:33
33. Они не должны остаться жить в твоей стране, чтобы не заставили тебя согрешить против Меня, потому что ты будешь служить их богам, и это будет для тебя западней.


И ЭТО БУДЕТ ДЛЯ ТЕБЯ ЗАПАДНЕЙ. Если они останутся в стране, не отказавшись от идолопоклонства, это станет для вас западней. Вы не должны думать, что поднялись уже до таких высот чистоты, что не должны больше бояться близости нечистого и фальшивого и что, через контакты с заблуждающимися народами, вы сможете поднять их до уровня своих идеалов истины, вместо того чтобы они притянули вас к своим заблуждениям. Лишь в изоляции вы сможете стать достаточно сильным, чтобы в конце концов осуществить духовное завоевание этих наций. До тех пор пока вы не достигните этого уровня, ваши контакты с ними будут ловушкой для вас.

Ближайший шабат

Шабат Бемидбар (27.05.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:36

Ближайшие даты

31 мая - Шавуот

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут