Еврейская ашкеназская
религиозная община
Санкт-Петербурга "Мигдаль Ор"

 

Вопросы Раввину

Вопрос: Здравствуйте. Терзаю себя вопросом, прошу помощи. Предложил мне друг вступить в кассу взаимопомощи, как раньше было: собирали по 5 рублей в месяц, а потом можно было забрать, что вложил и если нужда такая есть забрать больше но уже с возвратом. А в новой кассе пока деньги не забираешь большие проценты (от 20% до 75% в месяц) капают. Спросил я его, а откуда проценты берутся? деньги то на полке лежат. А он отвечает, что привлек уже много участников и число их растёт, так, что быстрее чем проценты. Дело выгодное, однако сомнения у меня: а если среди участников мои браться есть? Ведь сказано в писании: "Не давай в рост брату своему, ни хлеба, и ничего что можно в рост давать". Другое если я там первый участник, то можно, а другим уже нет. Как быть подскажите, пожалуйста, и избавьте меня от метаний.
Ответ: Описанная вами схема называется "схема Понци" или попросту пирамида. В ней есть ряд проблем- во-первых можно не увидеть больше своих денег, но кроме этого есть проблема соучастия в обмане (если друг вам скажет, когда забирать деньги, а остальным не скажет). Если вам тоже неизвестно, когда выплаты прекратятся, и вы просто рассчитываете на удачу ( т.е. что успеете забрать деньги), то возникает проблема участия в азартных играх (кинъян асмахта). Проблема процентов здесь тоже может быть.

Вопрос:
Здравствуйте. Мне 43 года. Я и моя жена русские и среди наших предков евреев нет, но мы искренне хотим пройти гиюр и принять иудаизм. Рсскажите, пожалуйста, как это сделать, с чего начать и к кому обратиться?
Ответ: Гиюр проходят в уполномоченном раввинском суде. На территории СНГ таких судов 3- два в Москве и один в Киеве. Для открытия дела в суде необходима рекомендация от еврейской религиозной общины того места, где вы живёте. Дело это довольно хлопотное, так-что подумайте как следует.

Вопрос:
Если еврею принадлежит n% акций компании производителя посуды, нужно ли окунать такую посуду в микву? (одинаков ли ответ для 100% и <100% акций?)
Ответ: Если большинство акций фирмы принадлежит евреям и она считается "еврейской фирмой", то окунать посуду, произведенную этой фирмой, не надо. (см. Игрот Моше ОХ 3,4, Тшувот ве-анхагот 2,408)

Вопрос:
В книге "Шмират Шабат Кеилхата" в отношении мелахи Схита написано, что для улучшения вкуса продуктов можно выжимать из них жидкость. Как пример (со ссылкой на Мишка Брура) приведен соленый огурец, из которого можно выжать рассол в отдельный стакан, съесть огурец, и потом даже воспользоваться рассолом. Вопрос: если человек любит есть выжатый апельсин, может ли он опираясь на этот пример поступить аналогичным образом?
Ответ:
Упомянутая Мишна Брура говорит, что этот закон относится к только к жидкостям, которые этот самый продутк впитал, а не к собственному природному соку. Другой пример - мокрые листья салата можно выжать, чтобы избавиться от излишней впитавшейся в них воды.

Вопрос: Здравствуйте, хотим усыновить нееврейского ребенка (за отсутствием еврейских отказников) и сделать ему гиюр (с мужем была хупа, есть ктуба). Что для этого необходимо и сталкивались ли Вы с подобной ситуацией? Я читала, что младенцу делают гиюр под ответственность бейт дина, а по достижению совершеннолетия он сам это подтверждает. Прошу в скором времени уточнить, спасибо.
Ответ: Вы правы. Младенцу делается гиюр, а по достижению совершеннолетия (возраста бар мицвы) он может либо промолчать, и гиюр окончательно вступит в силу, либо отказаться. Для этого нужно связаться с бейт дином, уполномоченым делать гиюры.

Вопрос: Мы - харедимная семья Баалей-Тешува с четырью маленькими детьми. Но вдруг муж мой объявил, что после многолетнего изучения вопросов науки и веры он стал 100%-ным атеистом. Он согласен поверхностно соблюдать мицвойс, чтобы не быть белой вороной (например, в открытую не нарушать Шаббос или не есть трейф), но никакого позитивного соблюдения (молитвы, учебы и пр.) он не обещает. Более того, он обучает детей светским предметам, чтобы "расширить их кругозор" (теории Дарвина, Большой Взрыв, гойская философия и пр.). При этом у нас в семье прекрасные отношения - и Шолом Байис между нами, и дети его обожают и на нем гроздьями виснут, ставя его авторитет выше, чем мой. Он прекрасный отец, занимается с детьми почти все свободное время. Разумом понимаю, что развода не хочет никто (да и живем мы исключительно на доходы мужа), и кроме вопроса религии и веры у нас никаких проблем в семье нет. Однако очевидно, что при таком "расширении кругозора" наших детей уже через пару лет выпрут из хейдера и любых харедимных учреждений. Да и дети уже страдают от того, что в школе и у друзей у них одна ашкофа, а дома у папы - противоположная. Есть ли способ сохранить религию для детей и для себя, не разрушив при этом семью?
Ответ: Ответ р. Ашера Вайса, одного из крупнейших современных пойсеков (поским), на Ваш вопрос ( в пересказе) выглядит следующим образом:
1. Как и все подобные случаи, Ваш является по своему уникальным, и, конечно, к нему нужен индивидуальный подход.
2. В общем и целом ситуация в семье, при которой у родителей разнонаправленные вектора в подходе к жизни (и воспитанию), негативно сказывается на детях в любом случае.
3. Если во главу всего Вы ставите воспитание детей в духе Торы и в рамках иудаизма, и у Вас достаточно сил ,влияние отца надо исключить.
4. С другой стороны, в Вашей ситуации, отец является основой содержания и пропитания семьи, и лишать этого детей также нельзя.
5. Разумно предположить,что Вашего мужа беспокоит ситуация, при которой в будущем он не будет пользоваться уважением со стороны детей, поскольку они -соблюдающие евреи, а он- "хелони".Надо постараться выработать общую политику воспитания детей, таким образом, чтобы не страдали идеалы Торы, и чтобы отец получал должное уважение со стороны детей.

Вопрос: Уважаемый рав! У меня вопросы про поминальные молитвы. Прочитал, что Каддиш ятом - это довольно поздняя молитва. А были ли поминовения умерших в эпоху Храма или хотя бы в раннем средневековье? Что почитать по этому поводу? Что говорит об этом устная Тора? И главное, что не понятно, на чем основано поминовение? Понимаю, что на милости Б-га, но что это, так скажем, дает умершему? В чем значение поминовений, кроме нашего проявления уважения и почтения к умершему мученику, родственнику и проч.? Можно ли сказать, что поминовение - это также исполнение пятой заповеди?
Ответ: Поздним (13 век или чуть раньше) является лишь обычай читать специальный "кадиш скорбящих" в определённых местах общественной молитвы. Сам  же кадиш значительно более древнего происхождения, упоминается в талмуде, и текст его позволяет сделать вывод что он использовалсь ещё до разрушения храма. Само название "кадиш" впервые упоминается в трактате "Софрим" (один из т.н. "малых трактатов", 4-6 век). По форме кадиш- это "безоговорчное принятие приговора" (цидук hадин), т.е. мы принимаем приговор Всевышнего и прославляем Его Имя. Чтение кадиша помогает душе умершего избавится от посмертных мучений или облегчить их. Данное представление не следует из самого текста кадиша (в нём есть лишь косвенное упоминание воскресения из мёртвых) , а целиком базируется  на мидраше: Рабби Акива (1-2 век) нашел сына умершего,  научил читать кадиш и душа отца была избавлена от мучений. Этот мидраш с различными вариациями приводится во многих источниках. Другие формы помощи душе умершего: изучение мишны в честь него, любое другое публичное изучение Торы, богоугодные дела , посвященные его памяти. Всё это практикуется с древних времён и поныне.

Вопрос: Шалом. Есть такое выражение:"Тот кто милосерден к жестоким в конце будет жесток к милосердным". Пожалуйста напишите откуда это выражение и каков его контекст. Спасибо.
Ответ: Выражение в таком виде приводится в Ялкут Шимони, Шмуэль 1, ремез 121 от имени раби Егошуа бен Леви. Контекст: Шауль пожалел Агага, а потом перебил священников Нова.

Вопрос: Ребенок задал мне вопрос: "Почему Всевышний устроил мир так, что злые звери звери едят добрых?" Чем сильно меня озадачил. Все, что у меня получилось - это объяснить, что звери не злые, им просто хочется есть, и что я тоже задаю себе этот вопрос, почему Всевышний так сделал, надо наверное попробовать понять, что Он хотел этим сказать. Может, лучше объясните?). Понятно, что материя ограничена, и поскольку все равно все умирает, то без поедания никак не обойтись. Но чему нас должно научить постоянное самовозобновление материи с минимальными шансами на выживание? Шансов-то очень мало у каждого. Как считается, животные изначально были созданы поедающими друг друга и смертными, а только человек бессмертным? Или до эц а-даат все было по-другому? Что происходит с душой животного после смерти? Вроде бы будущего мира никакого у них нет, а как тогда быть со справедливостью и вознаграждением страданий? Ведь для каждого животного (и растения, если целиком! спросите у физиологов растений. вегетарианство бессмысленно) то, что его едят - явное зло. Жить всем хочется. Но если у людей будущий мир, а у всего живого один только материализм с реинкарнацией, то это как-то не очень вроде бы логично...
Ответ: 1. Награда и наказание и связанная с этим справедливость относятся только к творениям обладающим свободой выбора- т.е. к людям. "Хочется"- это не одно и то же у людей и животных.  2. Люди не должны применять к животным те же моральные принципы, что и к людям, подобная практика приводит к оскотиниванию людей, что показало до-потопное поколение. 3. Соответственно не бывает злых и добрых зверей (это  человеческие категории). 4. Закон Торы предусматривает определенные правила обращения с животным и растительным миром (запрет мучить, бессмысленно уничтожать), однако нельзя сказать, что источником этого является наличие "прав животных". У животных нет прав, есть НАШИ права и обязанности по отношению к ним. 5. У животных нет вечной души (связанно с отсутствием свободы выбора).

Вопрос (продолжение предыдущего):  Может быть, это и ошибка, но мне казалось, что  что иудаизм так к этому относится: страдание должно иметь определенный смысл. Не совсем так, что раз тебя побили, то потом дадут конфету в будущем мире, но, по крайней мере, оно всегда дается или за что-то, или для чего-то. Человек наказывается с помощью страдания или что-то должен с его помощью понять или сделать. Возможно, это какая-то ошибка, отголосок христианства и т.п.? Если же это не ошибка, то в чем смысл страданий животных? Они не могут быть наказаны - не за что, нет свободы выбора. И понять ничего не могут - нечем. А в том, что животные страдают не меньше людей, по-моему, трудно сомневаться. Но какой смысл в бессмысленном страдании, хотя бы и не для людей? Получается, что страдание само по себе без осмысления вознаграждено быть не может, у него нет никакой ценности, оно вообще ничего не значит. И можно сколько угодно умирать в концлагере, или наоборот, жить припеваючи, все это будет неважно для Всевышнего, так же, как неважно ему, сожгли дети кошку или она сама благополучно умерла, родив множество котят. Конец у нее один.  А у человека, значит, другой. Но он не зависит от того, что этому человеку пришлось пережить - важно только, делал ли он правильный выбор, правильно ли относился к обстоятельствам? То есть обстоятельства нашей жизни ничего не значат для Всевышнего? 2.Человек изначально был создан бессмертным. Как считается, животные сразу были созданы поедающими друг друга и смертными? Или до эц а-даат все было по-другому и они тоже не умирали? Как должен был быть устроен идеальный мир? Это неизвестно? 3. Куда девается животная (небессмертная) душа животного после смерти животного?
Ответ: 1. Дети сжигающие кошку поступают плохо, но говорить о страданиях кошки также, как о страданиях людей тоже нехорошо. Тут требуется осторожность в словоупотреблении. 2. Почему в мире существуют сильные и слабые животные и одни едят или сгоняют с пастбищ других очень хорошо объяснено в книге Иова гл. 40-41 (правда для понимания необходимо читать с комментариями). Коротко суть в следующем: а) наличие мощных творений - свидетельство мощи Творца; б) выживание слабых несмотря на наличие сильных - свидетельство Божественного Провидения (управления); в) пирамидальная структура указывает на наличие Одного на верху. Другими словами, мир состоящий из одних муравьёв никому не нужен.

Вопрос:  Седьмая заповедь гласит "не прелюбодействуй". Еврейская традиция трактует её, как неверность жены. Хотелось бы узнать, из чего исходит такая трактовка. Неужели есть такое слово, которое конкретно обозначает неверность жены?
Ответ: Данная заповедь означает запрет связи с замужней женщиной, причем запрет и наказание существуют для обоих сторон. На русский это переводят как "прелюбодеяние". Ивритское слово для этого -"ниюф", именно оно используется в данной заповеди. Что ниюф означает связь именно с замужней Раши выводит из стиха 10 гл. 20 книги Ваикра (Левит), где такая трактовка очевидна.

Задайте Ваш вопрос

Ближайший шабат

Шабат Ваэтханан (05.08.17)
Зажигание свечей (калуах) - 21:03

Ближайшие даты

1 августа - Пост 9 ава

R. David Jackobson - эксклюзивное интервью
R. Aron Kotler - эксклюзивная лекция
toldot.ru - иудаизм и евреи
webyeshiva.ru - он-лайн уроки на русском языке


An Affiliate of Olami

Контакт с общиной

Санкт-Петербург
наб. р. Фонтанки, 130
тел.: 251 59 78

Община vkontakte

Гимназия Мигдаль Ор, СПб
Община Мигдаль Ор
Мигдаль Ор Габаут